Добавлено в закладки: 0

Что такое индекс потребительских цен? Описание и определение понятия.

Индекс потребительских цен – это индекс, который выражает процентное соотношение цен товаров, которые покупаются среднестатистическими гражданами, между годом индексации и базовым годом. Оценке поддают лишь товары розничной торговли. Операции производит статистическое бюро и публикуются ежемесячно. Индексированию потребительских цен подвергают приблизительно 130 тысяч названий товаров. Данный индекс — один из главных показателей темпов инфляции, так как он показывает прирост цен в сравнении с базовым годом. Базовый год принимают за 100, а индекс показывает процент роста или уменьшения уровня розничных цен.

Индекс потребительских цен (индекс инфляции, ИПЦ, англ. Consumer Price Index, CPI) — это один из типов индексов цен, который создан для измерения среднего уровня цен на услуги и товары (потребительской корзины) в экономике за определённый период.

Свойства

  • Главный инструмент для расчёта в США инфляции
  • Основана на фиксированном уровне цен множества услуг и товаров потребительской корзины
  • Является индексом Ласпейреса, так как при расчёте ИПЦ применяется потребительская корзина базового года
  • Распространенный показатель изменения стоимости жизни

Федеральная служба государственной статистики в России публикует индексы потребительских цен, которые характеризуют уровень инфляции. Как базовый период, выступает прошлый месяц или декабрь прошлого года.

В США базовый период: 1982-84 = 100. Периодичность: публикуют ежемесячно (обычно 15 числа в 8:30 по E.T.) Бюро статистики труда США и имеет данные за прошлый месяц. Стержневой индекс потребительских цен, который выявляет тенденцию скрытой инфляции, рассчитывается без учёта нестабильных цен на электроэнергию и продукты питания.

Что такое индекс потребительских цен простыми словами

Индекс потребительских цен («Consumer Price Index», CPI) — это показатель отображающий изменения цены на группу товаров в расчетный период. Чаще всего измеряется в процентах.

Индекс цен характеризует изменение динамики стоимости или же изменения в пространстве (территориально).

В России публикует индексы потребительских цен, которые характеризуют уровень инфляции. В качестве базового периода выступает предыдущий месяц или декабрь предыдущего года.

В США базовый период выбраны года 1982-1984 = 100. Новые данные выходят ежемесячно, где-то в районе 15 числа.

Формула для расчета индекса потребительских цен выглядит как отношение суммы произведений цен текущего года и выпусков базового года на сумму произведений уровня цен и выпусков базового года:

CPI = ∑(Qi × Pit) / ∑(Qi×Pi0) × 100%

Где

  • Qi — выпуск i-го товара в базовом году
  • Pit — цена i-го товара в текущем году
  • Pi0 — цена i-го товара в базовом году

Индекс потребительских цен против дефлятора ВВП

И ИПЦ, и дефлятор ВВП — инструменты для расчёта в стране уровня инфляции; эти два индекса значительно различаются. Дефлятор ВВП, во-первых, в отличие от ИПЦ, основывается на размере потребительской текущей корзины (текущего, а не базисного года), то есть является индексом Пааше. Индекс потребительских цен включает в себя также только окончательные потребительские товары, в то время как дефлятор — все конечные услуги и товары, которые учитываются в ВВП. Нужно отметить, что ИПЦ переоценивает уровень инфляции, в то время как дефлятор ВВП наоборот, недооценивает. При подсчёте ИПЦ учитывают импортные товары, а дефлятор — только услуги и товары, которые произведены на территории этой страны. Дефлятор ВВП к тому же не имеет того же недостатка, что и ИПЦ, а именно в себя включает изменения цен на новые услуги и товары, в отличие от последнего.

Понятие индекса потребительских цен в экономике

К оглавлению

ИПЦ ­– это расчет изменения цен на товары и услуги, относительно базового периода. Он показывает, насколько в среднем выросли цены по сравнению с прошлым месяцем, аналогичным месяцем прошлого года или с конца декабря предыдущего года. Из названия следует, что рассматриваются исключительно потребительские товары, а именно «потребительская корзина»

Потребительская корзина в России включает в себя 136 позиций товаров и услуг – минимальный набор, необходимый человеку для поддержания жизнедеятельности. В ее состав входят три категории:

  • 1/2 Продукты;
  • 1/4 Непродовольственные товары (одежда, обувь, техника, медикаменты);
  • 1/4 Услуги (ЖКХ, транспорт, медицина, отдых).

Кроме этого, для разных категорий граждан корзина корректируется. Так, пенсионеры потребляют меньше продуктов питания, чем работающие граждане, в детской корзине больше фруктов. Расчет производит отделение Росстата в каждом регионе, затем все показатели складываются в один.

Существующий набор был создан в 2013 году, по закону он должен пересматриваться раз в 5 лет (Федеральный закон №227-Ф3 «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации», ред. 421-Ф3), но к началу 2020 этого все еще не было сделано. Поэтому актуальность расчетов остается под вопросом. Обычно, потребитель не меняет основные категории расходов несколько лет, но со временем все же происходит коррекция.

Проблемы методологии

Наиболее спорный момент — это методология определения состава потребительской корзины как по изменению, так и по наполнению. В корзину входят в определённой пропорции в среднем потребляемые одежда, продукты питания, электрическая энергия, содержание транспортных средств и жилого помещения, медицинское обслуживание, образование и отдых. Для адекватного отражения изменений уровня потребительских затрат, корзину необходимо ориентировать на реальную структуру потребления. Тогда она может со временем изменяться. К примеру, в 1992 году мобильная связь не являлась предметом массового потребления и в корзину не могла включаться. Для современного потребителя игнорирование затрат на мобильную связь абсолютно абсурдно. В то же время, когда в корзину взять лишь проводную телефонную связь, она будет по сути сопоставимой, но по объёму использования не сопоставимой. Какое-либо изменение в составе корзины: изменение пропорций, внесение новых товаров делает предыдущие данные несопоставимыми с текущими. Искажается индекс потребительских цен. Если сравнить показатели, которые получены на основании новой корзины с показателями на основании неизменной корзины, они могут отличаться, порой на весьма большую величину.

С другой стороны, если корзину не менять, то спустя некоторое время она перестанет соответствовать реальной структуре потребления. Она даст сопоставимые результаты, однако эти результаты изменению реальных затрат на потребление не будут соответствовать, не отразят их реальную динамику.

Мы коротко рассмотрели индекс потребительских цен: расчет, свойства, проблемы методологии. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Индекс потребительских цен в России 2020 году

Как обстоят дела с индексом цен в нашей стране в начале 2019 года?

По официальным данным Росстата в феврале 2020 года общий ИПЦ равен 100,4%!, в том числе по товарам – 100,5%!, по услугам – 100,2%!, с начала 2020 года – 101,0%!

В качестве примера рассмотрим, как изменялся сводный индекс в РФ с 2014 по 2020 год.

Данные не только по годам, но и по месяцам лежат в открытом доступе на сайте Федеральной службы государственной статистики. Просмотреть историю значений можно аж с 1991 года и по текущий месяц не только относительно предыдущего года, но и прошлого месяца.

Капитальные вложения в бухгалтерском учете — это…

Отчетный

период

ИПЦ в сравнении с декабрем предыдущего года
На товары и услугиНа продовольственные и непродовольственные товарыИндекс потребительских цен на услуги
2014111,4115,4 и 108,1110,5
2015112,9114 и 113,7110,2
2016105,4104,6 и 106,5104,9
2017102,5101,1 и 102,8104,3
2018101,7103,3 и 101,1100,4

Не секрет, что статистические бюро по всему миру регулярно производят массу расчетов и исследований. Некоторые из них важны настолько, что способны определить направление внутренней и внешней политики, стать ориентирами для финансовых учреждений и крупнейших предприятий.

Индекс потребительских цен как индексация. Выгодно или нет.

Ранее я уже писала, что Индексация в Договоре аренды – это способ для Владельца Помещения защититься от негативных факторов инфляции. Собственно, индекс потребительских цен (далее — ИПЦ) – это и есть индекс инфляции, оцениваемый по соотношению средних цен на товары и услуги от периода к периоду.

Как прописывается индексация по ИПЦ в Договоре.

Некоторые Арендодатели не хотят указывать конкретный размер индексации, привязываясь к данным Росстата по ИПЦ как к уровню следующей индексации. В Договоре аренды индексация по ИПЦ прописывается следующим образом:

«Стоимость Услуг может быть увеличена Исполнителем в одностороннем порядке, но не чаще, чем один раз в год, и не ранее чем по истечение 12 (Двенадцати) календарных месяцев после подписания Договора аренды №__ от «__» ____ 201_ года к настоящему Договору, на показатель Индекса потребительских цен (выраженный в процентном соотношении) Российской Федерации публикуемый Федеральной службой государственной статистики (далее – «Росстат») или ее правопреемником или иной уполномоченной организацией в случае изменения законодательства или реорганизации Росстата за предыдущий календарный год. При этом Стороны обязуются подписать соответствующее дополнительное соглашение в течение 21 (Двадцати одного) дня с даты направления Исполнителем Заказчику уведомления о соответствующем увеличении стоимости Услуг.».

Почему индексация по ИПЦ неудобна.

Лично мое мнение, что Индекс потребительских цен как индексации в Договоре аренды неудобна для обеих Сторон. Возникает куча путаницы, как правильно рассчитать размер индексации в %. Даже в крупных компаниях рядовые юристы и менеджеры зачастую не умеют пользоваться данными Росстата и не знают, как посчитать индексацию по ИПЦ. Одно дело, если нужно взять период с «01» января текущего года по «31» текущего года (или декабрь к декабрю). Эти данные хотя бы есть в общем доступе. Но совсем другая ситуация, когда нужно высчитать размер индексации, например с 17 апреля одного года до 17 апреля другого года. Здесь возможны ошибки.

К тому же никогда нельзя быть уверенным в том, на какое конкретно количество % будет повышена Арендная плата. Есть благоприятные годы, когда индексация по Росстату может составить 3-4 %. Но есть такие как 2008 г., 2014 г., 2020 г. когда индексация по Росстату достигала 11-13 % в год.

Понятно, что повышение Арендной платы на 12 % в год крайне негативно может сказаться на бизнесе и в дополнение к остальным отрицательным факторам послужить «точкой невозврата». Наверно, если бы мы жили в какой-то другой стране, Японии например, то мы бы не были озадачены этим вопросом.

Вывод.

Но, подводя итог, в современных российских реалиях, я бы предпочла согласованный уровень индексации в 6-7 %, нежели индексацию по ИПЦ.

Если Вы все же рискнули, то рекомендую для расчета % индексации по ИПЦ использовать калькуляторы, которые можно найти в интернете.

Где используется индекс потребительских цен

Индекс потребительских цен – очень важный и информативный показатель.

Чем отличается платежный терминал от банкомата?

По значению ИПЦ легко понять, как изменились расходы граждан при условии, что перечень приобретаемых товаров остался прежним.

Например, именно на основеиндекса изменения цен принимаются решения о перерасчете социальных выплат, заработной платы и так далее.

ИПЦ влияет на процентные ставки по займам и кредитам, на ставку рефинансирования, на стоимость облигаций. Трейдеры активно отслеживают ИПЦ, так как по ним можно предсказать ставки Центробанка, укрепление или ослабление валюты.

Ежемесячные значения индекса в итоге влияют и на курсы валют, так как по нему можно определить покупательскую способность населения и предугадать политику власти.

Основное значение

В дополнение к основному значению ИПЦ, число CPI Core, которое выпускается одновременно с результатом основного ИПЦ представляет собой изменение цен на товары и услуги, приобретаемые потребителями, за исключением энергетических и продовольственных расходов.

В связи с тем , что затраты на продовольствие и энергию составляют более четверти ИПЦ, эти цены имеют тенденцию показывать более высокий уровень волатильности, и во многих случаях, их колебания будут искажать основной тренд инфляции.

По этой причине, многие экономисты, валютные трейдеры и FOMC, склонны уделять больше внимания числу CPI Core, чем обычному значению ИПЦ, о котором широко сообщают информационные агентства.

Даты выпуска Индекса Потребительских Цен Данные базовой инфляции и значение ИПЦ, как правило, выпускаются примерно через 16 дней после окончания каждого отчетного месяца, хотя фактическая дата выхода может варьироваться между 14-ым и 20-м числами каждого месяца.

Данные CPI обычно отслеживаются трейдерами форекс и являются процентным изменением средней стоимости потребительской корзины и услуг, приобретаемых потребителями по сравнению с выборкой предыдущего месяца.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: